Общественная работа бой-скаутов  

В английских журналах неоднократно высказывалось сожаление о том, что в Poccии скаутизм отлился не в те формы, какие это движение приняло на своей ро-дине - в Англии и других странах.

Этот упрек отчасти заслужен, потому что, хотя в Poccии скаутизм зиждется на тех же нравственных устоях, - на каких построен в Англии, и пользуется теми же воспитательными методами, но носит пока более интимный, так сказать, домашний характер, тогда как в Европе он давно уже вышел на широкую общественную арену и сросся с государственным, организмом страны, как его неотъемлемая часть. Там с организацией скаутов считаются как с известной общественной единицей, имеющей свой удельный вес и, в случае надобности, прибегают к ее услугам.


В Румынии, после объявления ею войны, наследный принц Кароль обратился к скаутам с просьбою заменить ушедших на войну работников почты и телеграфа - и ныне все почтово-телеграфные конторы страны обслуживаются скаутами.

В Италии, тоже после объявления ею войны, скауты, по призыву принца Гумберта, под его начальством, все время несут весьма сложную тыловую службу.

Во Франции скауты делают окопы, и часть их работает в действующей армии в качестве сигналистов и разведчиков. В Англии же, они несут самые разнородные обязанности: охраняют побережье страны, охраняют мосты, paдиo-станции, авиационные парки и т. п.

Кроме того, на средства скаутов организован особый санитарный пункт, обслуживаемый опять-таки исключительно силами скаутов.

Часть скаутов, точно так же, как и во Франции, входит в состав действующей армии, работая в качестве разведчиков, при чем характерно, что на разведку они идут не вооруженные, а запасшись лишь компасом, подзорной трубкой, картой и т. п., имея при себе в качестве оружия лишь свои посохи, ибо цель их - не сражаться, а правильно произведенной разведкой облегчать действия своей армии.

В Англии и до войны со скаутами считались, как с общественной силой. Так, во время эксцессов, допускавшихся суфражистками, им была поручена охрана храмов и исторических памятников. Они заведывали многими станциями спасения на водах, имели свои пожарные дружины и т. п.

У нас в единичных случаях отдельные группы скаутов временно или постоянно принимают участие в общественной работе. Так, например, скауты I московского отряда уже в 1915 г. помогали крестьянам в полевых работах; часть петрогралского отряда в это лето ездила в провинцию на сельско-хозяиственные работы, а группа мальчиков из того же отряда работала по изысканию пути для новой железнодорожной ветки; часть скаутов царскосельского отряда уже второй год несет санитарную службу в размерах, допускаемых наличными силами и временем; киевские скауты ездили на позиции с подарками для солдат, помогали в регистрации беженцев, заменяли для последних носильщиков, когда последние стали брать сумасшедшие цены.

Но все это носит случайный характер. Либо отдельные личности или группы скаутов несут более серьезные общественный обязанности, либо какой-либо отряд в целом своем составе временно берется за исполнение какой-либо общественной работы. А следовало бы и у нас все скаутские организации привлечь к постоянной работе на пользу Родины.

Нам возразят: но ведь скауты еще дети, да к тому же они учатся: нельзя их отрывать от школьных занятий.
На это мы ответим, что за границей скауты - тоже дети (в возрасте от 12 до 18 лет) и тоже в большинстве случаев являются воспитанниками учебных заведений и поэтому-то не могут каждый в отдельности исполнять обязанности гражданина, но в массе, как гигантская единица, приносят громадную пользу.

Пусть каждый скаут отдает на служение Родине только 2 часа в неделю, - сколько часов полезного труда получит Родина, имея уже тысячи скаутов! А каникулы, как летние, так и праздничные, скауты могут отдать для пользы Родины полностью. Надо только привлечь всю организацию к общественной работе и считаться с нею, как с частью государственного организма.


НРАВСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ БОЙ-СКАУТОВ

РОДИНА. Разведчик привязан к Родине глубокой, искренней любовью. Любя пламенно Родину, он готов всем пожертвовать для нее, даже жизнью. Он должен всеми силами души стремиться к тому, чтобы сделать ее, великую и прекрасную, еще более великой и прекрасной, достойной всеобщего уважения и любви.

ЧЕСТЬ. Честь - зеркало совести. Честь юного разведчика, должна быть всегда чиста. Все добрые и недобрые поступки его должны отражаться в этом зеркале совести. Одна из первых обязанностей разведчика - ежедневно оказывать добрый услуги людям. Это долг его чести. Разведчик, не исполняющей этого долга, подобен пустому ореху.

ОБЕЩАНИЕ. Добровольно данное обещание разведчика должно быть неизменно. Слово разведчика - гранитная скала. На честное слово скаута люди могут положиться: он не изменит, он не предаст. Его слово равносильно самой торжественной клятве.

БРАТСТВО И СОДРУЖЕСТВО. Разведчики всего миpa - братья между собой. Разведчики всего миpa - друзья всем людям и не только людям, но и животным. Они радуются, когда случай даст им возможность оказать услугу ребенку, старику или женщине. Как странствующие рыцари, они ищут такие случаи на всех дорогах жизни.

ДИСЦИПЛИНА. Добровольно вступив в содружество юных разведчиков, каждый разведчик тем самым подчиняет свои личные желания и хотения общим целям: на этом основана нравственная дисциплина разведчиков. Без подчинения общему, без дисциплины - самый крепкий камень превращается в песок, а самая высокая скала - в груду щебня.

ВОЛЯ. Воля разведчика должна быть как лук, туго натянутый. При всех обстоятельствах разведчик должен упражнять и закалять свою волю. Уметь заставить себя исполнять свои обязанности легко и радостно - вот цель, которую ставят себе разведчики всего миpa.

ЧИСТОТА ОДЕЖДЫ, ТЕЛА И ДУШИ. Разведчики всего миpa одеваются опрятно и даже красиво, но без щегольства. Неряшливый разведчик - не разведчик. Чистоте и опрятности костюма разведчика должна соответствовать чистота его тела, а чистота тела - чистота его души. В чистом, опрятном костюме - чистое опрятное тело, в чистом, опрятном теле - чистая, прекрасная душа. Вот к чему должны стремиться разведчики всего миpa.

ЯСНОСТЬ ДУШИ. Ясную душу должны иметь разведчики. Не падать духом ни при каких обстоятельствах, насвистывать, когда тяжело, и улыбаться, когда больно. В трудные минуты жизни улыбка на лице - это луч солнца в ненастный день. Улыбаться в минуты невзгоды учатся разведчики всего миpa.

СКРОМНОСТЬ. Скромность должна быть присуща разведчику, как ценное свойство его души и как правило его поведения: скромность - это вежливость по отношению к самому себе.


СРЕДИ КИЕВСКИХ БОЙ-СКАУТОВ

В текущем учебном году изменены правила для поступления в отряд юных разведчиков Киевского учебного округа, в смысле расширения возрастного ценза: вместо минимального возраста в 14 лет разрешено принимать скаутов, начиная с 12-летнего возраста.

Занятия в этом году постановлено вести по праздничным и воскресным дням от 12-30 до 14-00 в помещении Педагогического музея и от 14-00 до 16-00 дня - в помещении 8-й гимназии. Кроме того, для старшего возраста будут органи-зованы специально инструкторские занятия.


ПАМЯТКА БОЙ-СКАУТА

В Одессе появилось новое печатное произведение об организациях бой-скаутов. Книжечка издана в виде карманной «памятки» и заключает в себе ряд правил скаутских организаций.

Организация юных разведчиков - не военная, а рыцарская. В юных разведчиках воспитывается «рыцарское отношение к окружающим, любовь и преданность родине, заботливое и благожелательное отношение ко всем людям». Таково большинство правил бой-скаутов.
«Памятка» издана для бой-скаутской дружины 2-й одесской гимназии В. Чеменой, но вполне приспособлена к применению ее в любой скаутской организации.


«Будь готов», Вестник скаутского движения в России и за границей, приложение к журналу «Вокруг света» №39, 1916 г. Под редакцией В.А. Попова.


На главную

Hosted by uCoz